Тема урока: «Род имён существительных».

Цель : совершенствовать у каждого учащегося умение определять род имён существительных.

Тип урока: повторение изученного в начальном звене школы о роде имени существительного.

Ожидаемый результат:

1.      Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов.

2.      Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

                                        ХОД УРОКА.

1)Организационный момент .   Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.  

 

Отгадайте загадку :  Давно живу я  в мире этом, даю названья всем предметам.   О какой части речи сегодня на уроке пойдёт  речь? (Об имени существительном)

 

Постановка цели урока : Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени существительном и вспомним, как определять род имени существительного.

 

2) Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний .

  

 

А - Одно лишнее (запись на доске):

 

Неделя, вторник, деловой.

Метель, метла, метёт.

 

Скажите, по какому принципу определили лишнее.

 

Б -  Работа в парах . Вспомни, что знаешь об имени существительном.

 

 

Вопрос

Варианты ответа

1. Что такое имя существительное?

А) Часть слова.

Б) Член предложения.

В) Часть речи.

 

2. Что обозначает  имя существительное?

А) Признак предмета.

Б) Предмет.

В) Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

А) Как? Откуда? Где?

Б) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?

А) Только подлежащим.

Б) Подлежащим и дополнением.

В) Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Перечисли постоянные признаки имени существительного.

А) Одушевлённое — неодушевлённое.

Б) Склонение.

В) Падеж.

Г) Собственное — нарицательное.

Д) Род.

Е) Число.

6. Перечисли непостоянные признаки имени существительного.

А) Падеж.

Б) Склонение.

В) Одушевлённое — неодушевлённое.

Г) Род.

Д) Число.

Е) Собственное — нарицательное.

 

 

 

 

Алгоритм работы с таблицей в паре:

 

1.      Поочерёдно задайте друг другу вопросы .

 

2.      Выберите из предложенных в правом столбике вариантов ответа правильный .

 

3.      Для ответа на вопрос используйте клише .

 

 

Речевое клише .

1.      Имя существительное – это … .

2.      Имя существительное обозначает … .

3.      Имя существительное отвечает на вопросы … .

4.      Имя существительное в предложении может быть … .

5.      Постоянные признаки имени существительного – это … .

6.      Непостоянные признаки имени существительного – это … .

 

 

Проверить устно ответы нескольких пар.

- Что вы вспомнили об имени существительном (используйте речевое клише)?

 

3)Актуализация знаний учащихся

 

А - Вопросы классу:

 

- Все ли существительные в русском языке имеют род? (да)

- Изменяются ли существительные по родам? (нет)

- Значит, род существительных постоянный или непостоянный признак?

- Вспомните, как определить род существительных. (посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники).

 

 

Подсказка на доске:

«Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

 

 

Б - Составляем вместе таблицу и беседуем.



Женский род

Мужской род

Средний род

На  а, я и мягкий согласный

На согласный,  редко на а, я

На о, е

Она моя

Он мой

Оно моё

 

 

 

 

В -  А теперь кто сделает вывод по поводу рода имён существительных в русском языке?

 

Вывод ученика : имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по  конечным буквам слова.

 

           

 

                     

4) Отработка навыков.

 

А -  Работа с учебником у доски .

Упражнение № 500 (пятисотое). Класс делится на три команды по рядам. Выборочно-распределительная работа. Найти существительное, заполнить таблицу по родам, объясняя свой выбор .

 

  Информация о домашнем задании .

  Упражнение № 502 , страница 203.

Вставьте словосочетание яблочное повидло в предложения. Обозначьте падежи имён существительных. Определите род, падеж, число прилагательных.

 

 

Б – Работа в парах по карточке.

 

Алгоритм совместного выполнения задания по одной карточке в паре :

 

1.      Прочитать предложения.

2.      Определить  существительное , от которого зависят окончания прилагательных и глаголов в прошедшем времени.

3.      Устно определить род имён существительных.

4.      Вписать пропущенные окончания .

5.      Прокомментировать друг другу свой выбор.

 

 Погода  три дня стоял..   тих.. , тепл.. . На улицах ни клочка стар..  снега. С крыш уже стаивал..  последн..  капли. На дворе сух..  дорожка. Около крыльца между камнями зеленел..  молод.. трава.  Какое-то нов..   для меня чувство проникал..   в душу.

 

Проверка учителем результатов выполнения задания.

Пары по очереди вслух комментируют  свой выбор написания.

 

 

 

 

 

 

В -  Работа по карточке с последующей взаимопроверкой.

 

Алгоритм выполнения задания по карточке в паре :

 

1.      Прочитать пословицы.

2.      Вписать пропущенные слова .

3.      Определить и подписать род имён существительных на карточке.

4.      Выполнить взаимопроверку.

                    

 

Без труда не вытащишь и        из пруда. Волков бояться — в        не ходить. Труд человека кормит, а        портит.   Дружат, как кошка с      . Скучен      до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись      . Лучше биться      , чем жить зайцем  . Слава герою, презрение      . За двумя        погонишься — ни одного не пой­маешь. Не зная броду, не суйся в      .

(Рыбка, лес, вода, собака, дело, день, трус, лень, орёл, заяц.)

Сбор карточек для проверки.

 

 

 

5) Подведение итогов урока, выставление оценок .

 

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

- О чём говорили? (о роде имени существительного).

- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников и по  конечным буквам слова).

   

Выставление оценок.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz