Тема урока: «Род имён существительных». Цель : совершенствовать у каждого учащегося умение определять род имён существительных. Тип урока: повторение изученного в начальном звене школы о роде имени существительного. Ожидаемый результат: 1. Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов. 2. Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными. ХОД УРОКА. 1)Организационный момент . Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Отгадайте загадку : Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам. О какой части речи сегодня на уроке пойдёт речь? (Об имени существительном)
Постановка цели урока : Сегодня на уроке мы повторим изученное об имени существительном и вспомним, как определять род имени существительного.
2) Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний .
А - Одно лишнее (запись на доске):
Неделя, вторник, деловой. Метель, метла, метёт.
Скажите, по какому принципу определили лишнее.
Б - Работа в парах . Вспомни, что знаешь об имени существительном.
Алгоритм работы с таблицей в паре:
1. Поочерёдно задайте друг другу вопросы .
2. Выберите из предложенных в правом столбике вариантов ответа правильный .
3. Для ответа на вопрос используйте клише .
Речевое клише . 1. Имя существительное – это … . 2. Имя существительное обозначает … . 3. Имя существительное отвечает на вопросы … . 4. Имя существительное в предложении может быть … . 5. Постоянные признаки имени существительного – это … . 6. Непостоянные признаки имени существительного – это … .
Проверить устно ответы нескольких пар. - Что вы вспомнили об имени существительном (используйте речевое клише)?
3)Актуализация знаний учащихся
А - Вопросы классу:
- Все ли существительные в русском языке имеют род? (да) - Изменяются ли существительные по родам? (нет) - Значит, род существительных постоянный или непостоянный признак? - Вспомните, как определить род существительных. (посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники).
Подсказка на доске: «Секрет запоминания родов» Женский род - запомню я
Б - Составляем вместе таблицу и беседуем.
В - А теперь кто сделает вывод по поводу рода имён существительных в русском языке?
Вывод ученика : имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова.
4) Отработка навыков.
А - Работа с учебником у доски . Упражнение № 500 (пятисотое). Класс делится на три команды по рядам. Выборочно-распределительная работа. Найти существительное, заполнить таблицу по родам, объясняя свой выбор . Информация о домашнем задании . Упражнение № 502 , страница 203. Вставьте словосочетание яблочное повидло в предложения. Обозначьте падежи имён существительных. Определите род, падеж, число прилагательных.
Б – Работа в парах по карточке.
Алгоритм совместного выполнения задания по одной карточке в паре :
1. Прочитать предложения. 2. Определить существительное , от которого зависят окончания прилагательных и глаголов в прошедшем времени. 3. Устно определить род имён существительных. 4. Вписать пропущенные окончания . 5. Прокомментировать друг другу свой выбор.
Погода три дня стоял.. тих.. , тепл.. . На улицах ни клочка стар.. снега. С крыш уже стаивал.. последн.. капли. На дворе сух.. дорожка. Около крыльца между камнями зеленел.. молод.. трава. Какое-то нов.. для меня чувство проникал.. в душу.
Проверка учителем результатов выполнения задания. Пары по очереди вслух комментируют свой выбор написания.
В - Работа по карточке с последующей взаимопроверкой.
Алгоритм выполнения задания по карточке в паре :
1. Прочитать пословицы. 2. Вписать пропущенные слова . 3. Определить и подписать род имён существительных на карточке. 4. Выполнить взаимопроверку.
Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Дружат, как кошка с … . Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … . Лучше биться … , чем жить зайцем . Слава герою, презрение … . За двумя … погонишься — ни одного не поймаешь. Не зная броду, не суйся в … . (Рыбка, лес, вода, собака, дело, день, трус, лень, орёл, заяц.) Сбор карточек для проверки.
5) Подведение итогов урока, выставление оценок .
- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном). - О чём говорили? (о роде имени существительного). - Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова).
Выставление оценок.
|
|